Первая запись хоомея была осуществлена на фонографе в 1909 г. композитором-исследователем, членом Томского отделения Русского музыкального общества и Томского общества изучения Сибири А. В. Анохиным. Данная запись была оцифрована этномузыковедом Г. Б. Сыченко, продемонстрирована ею на VII симпозиуме «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» (2018, г. Кызыл) и затем передана в аудиовизуальный фонд Кызылского колледжа искусств им. А. Чыргал-оола [Цит. по: Бадыргы, 2023, с. 119].
«Кассета четырнадцатая. Сто девяносто восемь. Река Хемчик. Каргырлап. Сойот. Тринадцатого июля тысяча девятьсот девятого года».
Дата и место записи: 13.07.1909, Хемчик (Тыва).
Автор записи: А.В. Анохин, оцифровка: Г.Б. Сыченко.
Сольное вокальное интонирование. Горловое низкое пение. Качество хорошее. Расшифровать можно, хорошо слышно верхнюю обертоновую мелодию.
«Двести один. Аксу. Сыгыртып. Двадцать первое июля тысяча девятьсот девятого года».
Дата и место записи: 21.07.1909, Ак-Суг (Тыва).
Автор записи: А.В. Анохин, оцифровка: Г.Б. Сыченко
Сольное вокальное интонирование. Стиль сыгыт, в самом конце – стиль каргыраа. Качество приемлемое, расшифровать можно. Хорошо слышно обертоновую мелодию.
«Двести четыре. Аксу. Колузун-комыс, сойотка. Двадцать четвертого июля тысяча девятьсот девятого года»
Дата и место записи: 21.07.1909, Ак-Суг (Тыва).
Автор записи: А.В. Анохин, оцифровка: Г.Б. Сыченко
Сольное инструментальное интонирование. Обертоновая мелодия слышна, основа не очень. Качество не очень, кое-что расшифровать можно (запись слабая).