Хөөмей – 1992

I Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии» (Кызыл, 22-25 июня 1992 г.)

В первом Симпозиуме приняло участие более 800 человек из Республики Тыва. Отборочный тур прошли 320 участников. Помимо участников из Республики Тыва в симпозиуме приняли участие делегаты из регионов России: Алтая, Хакасии, Башкортостана, Бурятии, Якутии, и Новосибирска и зарубежных стран: Америки, Канады, Франции, Японии, Великобритании, Шотландии, Финляндии, Швеции, Турции, Голландии, Австрии, Германии,  Монголии – в общем количестве 42 человека.

Для участия в научной части симпозиума были приглашены из зарубежных стран: Жан-Жак Натье, из Франции 3 доктора наук по изучению музыки: Хизо Катерина Браславская, Давид Хайнер, из Японии Лео Тадагава, из Англии Каролина Намерри, из Финляндии Хеймо Лаппананен, из Швеции Лена Линдал, Томи Адальсон, переводчица Мария Никонова, тележурналист Санна Эдвард, Петер Адальсон, из США профессор Роберт Русс, Терри Элингсон, Дональд Моор, Христорнер Моор, из Турции Осман Серткая, из Голландии посол России, председатель фонда Евросоюза Максим Шапошников, из Австрии Фаил Вейис, из Германии Керетин Килановский и другие. Из аймаков Убсу-Нур, Кобдо, Баян-Улгий Монгольской Народной Республики участвуют более 20 человек.

Участвовали ученые из стран: Голландии, Монголии, ГДР, Финляндии, Швеции, Японии, и из городов России: Абакан, Горно-Алтайск, Москва, Новосибирск, Улан-Уде, Уфа, Кемерово, Красноярск. Всего участников Первого Симпозиума было 462 человек.

В торжественном открытии Симпозиума генеральный президент ЮНЕСКО Федерико-Майор поздравил в честь праздника и выразил теплые пожелания[1]

Пение является, может быть, наиболее выразительным из всех искусств. Человеческий голос служит средством передачи через века музыкальной сущности радостей и печалей, с которыми переплетена история и подлинность мировых культур. Искусство пения – это действительно одно из наиболее ощутимых выражений нашего культурного тождества и нашего богатого культурного разнообразия. Музыкальная творческая созидательная сила и оригинальность тувинского народа является таким образом, частью драгоценного общего наследия человечества.

Фредерико МАЙОР,
генеральный директор ЮНЕСКО
18 июня 1992 г

Впервые вручали почетное звание знаменитым хоомейистам Тувы «Народный хөөмейжи Республики Тыва»: Дакпай Максим Чаламович (1921-1999), Ондар Маржымал Очур-оолович (1928-1996), Монгуш Сундукай Шелээвич (1930-1996), Ооржак Хунаштаар-оол Сурун-оолович (1932-1993), Ондар Конгар-оол Борисович (1962–2013), Ховалыг Кайгал-оол Ким-оолович (1960 г.р.).

В научной части выступили Кыргыс  З.К «Хөөмей – богатство тувинской культуры и истории». В.Т. Маслов доложил вкратце о хоомее, физиологические особенности груди  при двухголосном исполнении, и из Японии профессор Морита Минору выступил с докладом «Хөөмей в Японии». Обсуждали вопросы о термине хөөмея, была жаркая дискуссия. Народный хөөмейжи Ооржак Хунаштаар-оол исполнил хөөмей во всех стилях с разъяснением каждого стиля и его особенностей: каргыраа, сыгыт, хөөмей, борбаң, эзеңги, и еще об одном приеме «каңзып» – лирический, меланхолический, душевный прием. 

Преподаватель тувинского этнопсихологии института усовершенствования учителей Чап Чульдум высказал свое мнение о новом термине «хөрек ыры» (в буквальном смысле «грудное пение»). К его мнению о термине «хөрек ыры» присоединился доктор-фониатр г. Новосибирска В.Т. Маслов. Он также выразил свое мнение как грудное пение как душевное пение, наука о душе, от души. А самодеятельный композитор Саая Бюрбе предложил слово «чаңгы» (с тув. языка эхо»). Народный хөөмейжи Ооржак Хунаштаар-оол был категорически против всякого нового названия, и предложил оставить как есть, в народе «хөөмей». К нему присоединился ученый-профессор из Японии Морита Минору. Второй вопрос был о родине хөөмея. Из Швеции Уве Рёнстрем: «Как западные ученые сделали вывод, что определенное искусство не может принадлежать к одной стране как патент, международный закон не позволяет, во-первых, богатство искусства принадлежит целому человечеству».

Члены жюри:

  1. Председатель жюри профессор Минори Морита (Сендай Япония);
  2. Антрополог Хеймо Лаппананен (Финляндия);
  3. Исследователь музыкального искусства, композитор Хам Вольфганг (Германия);
  4. Исследователь искусства Уве Рёнстрем (Швеция);
  5. Председатель комиссии фольклорного искусства РФ А.В. Медведев;
  6. Ширендэвийн Амарсайхан (Монголия);
  7. Кандидат искусствоведения Х.С. Ихтисамов (Башкоростан);
  8. Кандидат искусствоведения З.К. Кыргыс (Тыва);
  9. Исследователь музыкального искусства В.Ю. Сузукей (Тыва). 

Итоги конкурса исполнителей хөөмея:

Обладатель Гран-при – Ондар Монгун-оол (Тыва).

Лауреаты: Ховалыг Кайгал-оол, Ондар Конгар-оол, Куулар Анатолий (Тыва); Жугнээгийн Зундуй (Монголия). Среди ансамблей: Ансамбль«Тыва».

Дипломанты: Донгак Буян, Тумат Геннадий, Куулар Герман, Кара-Сал Анатолий (Тыва); Эжээгийн Тойвгоо (Монголия); Загретдинов Роберт (Башкортостан).

Специальные призы: Лео Тадагава – хомус (Япония); Шишигин Спиридон – хомус (Якутия).

Дипломы участия: Данзырын Аяс, Ооржак Шончалай (Тыва); Евгений Улугбашев (Хакасия); Нанжидийн Сэнгэдорж; Нацагийн Тогтог-Хуу; Бадарийн Папизан; Цэдээгийн Энхбата; Дармашийн Балжинням (Монголия); Батрай Анчинов (Республика Алтай).

После симпозиума было решение открыть Международный научный центр «Хөөмей», создать фонд всех записей исполнителей горлового пения, о поднятии и укреплении социального статуса исполнителя хөөмея, комплексно изучить хөөмей – как отдельную науку.


[1] Федерико Майор. Юнескодан байыр чедириишкини. / Газета «Шын», опубликован 18.06.1992. 

Translate »

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы