I Международная научно-практическая конференция по возрождению прикладного искусства, ремесел и верований народов Саяно-Алтайского нагорья (24–27 июля 2016 г., г. Кызыл)

 1st International Conference of the revival of applied arts, crafts and beliefs of the peoples of Sayan-Altai uplands (July 24–27, 2016, Kyzyl)

С 24 по 27 июля 2016 г. в Кызыле прошла Международная научно-практическая конференция по возрождению прикладного искусства, ремесел и верований народов Саяно-Алтайского нагорья, направленная на поддержку народнохудожественных промыслов, ремесел и прикладного искусства. Сегодня, когда духовная, экономическая сферы развиваются особенно динамично, когда происходят серьезные изменения в отношении к традициям, обычаям остро стоит вопрос о культурном наследии. Какие системы ценностей нужно возрождать в дальнейшем? Прежде чем рассматривать принципы развития культуры, необходимо определиться со значением некоторых понятий. Одним из первых встает вопрос о том, как развивать народные промыслы и декоративноприкладное искусство. А для этого важно делиться опытом. Поэтому основной целью конференции было развитие межрегионального сотрудничества по возрождению и сохранению материальной и духовной культуры, народных традиций, стимулирование интереса современных мастеров, творческих коллективов к изучению культурного наследия народов России. Организаторами конференции выступили:

Международный научный центр «Хоомей» (г. Кызыл, Республика Тыва), Тувинский государственный университет, Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел Республики Тыва. Финансовая поддержка была оказана Министерством культуры РФ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 гг.)» и Министерством культуры РТ. В работе конференции приняли участие ученые-исследователи: Марджори Балзер, профессор Джордтаунского университета (г. Вашинтон, США), Сибгатуллина Ирина Фагимовна, д. п. н., профессор, директор международных программ Института содействия интеллектуальным интеграциям IFIF (г. Вена, Австрия), а также аспиранты, преподаватели университетов, школ, средних учебных заведений, мастера народных художественных промыслов, народные умельцы Республики Тыва. Всего —Всего — 35 чел. В подготовке к конференции приняли участие: сотрудники Международного научного центра (МНЦ) «Хоомей», сотрудники Тувинского института гумани тарных и прикладных социально-экономических исследований (ТИГПИ), преподаватели, профессора ТувГУ, учителя школ Республики Тыва и Алтайского края, Республики Хакасия, сотрудники Минусинского краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова, заведующие районных отделов культуры (Республики Тыва), художники, мастера декоративно-прикладного искусства. Докладчиками пленарной части выступили: Хомушку Ольга Матпаевна, д.филос.н., профессор, ректор Тувинского государственного университета (доклад «Традиционные верования тувинцев, вопросы религиозного синкретизма и возрождения духовной культуры»); Марджори Балзер, профессор Джорджтаунского университета, г. Вашингтон, США («Shamanism and Cultural (re) Vitalization»); Сибгатуллина Ирина Фагимовна, доктор психологических наук, профессор, директор международных программ Института содействия интеллектуальным интеграциям IFIE, г. Вена, Австрия («Метод резонансного сотворчества как метод прикладной психологии искусства»); Конгу Аржаана Алексеевна, научный сотрудник МНЦ «Хоомей» («М. Б. Кенин-Лопсан — всемирно известный ученый-шамановед»); Мижит Людмила Салчаковна, к.ф.н., ученый-секретарь ТИГПИ («Триада в шаманском мировоззрении»); Растащенова Людмила Васильевна, сопредседатель Регионального штаба ОНФ в Республике Хакасия, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Регионального штаба ОНФ в Республике Хакасия, Председатель Общественной организации Хакасской республиканской профсоюзной организации Российского профсоюза работников культуры в г. Абакане («Народное творчество как фактор сохранения народа»); Чернышева Вера Геннадьевна, заведующая издательским отделом Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова («Коллекция ритуальных предметов шаманов Минусинского краеведческого музея в новом издании “Шаманизм и этнореальность”»); Параева Светлана Анатольевна, учитель истории, истории Горного Алтая, обществознания МБОУ «Купчегеньская средняя общеобразовательная школа (Сохранение верований и традиций алтайского народа в современных условиях в контексте взаимодействия народов Саяно-Алтайского нагорья»); Кыргыс Зоя Кыргысовна, д. иск., директор МНЦ «Хоомей» («Шаманизм как часть тувинской идентичности»); Бичелдей Ульяна Павловна, доктор (PhD) религиоведения, руководитель отдела маркетинга и коммуникаций ТИГПИ («Древнейшие истоки культа неба у тюрко-монгольских народов»); Адыгбай Чечек Ондаровна, к.филос.н., доцент кафедры философии ТувГУ («Доброта и сердечность по отношению к другим — основа традиционной духовной культуры (воспоминания об отце)»); Норбу Лариса, Тува, мастер. В рамках конференции также прошел Международный симпозиум «Деревянная резьба в творчестве мастеров Центральной Азии». На выставке прикладного искусства были представлены такие направления, как декоративная роспись, орнаментальное искусство, плетение из конских волос и кожаных ремней, скорняжное искусство, художественная обработка материалов, камнерезное искусство, народный образ в современной интерпретации, сувенирная продукция; интересно и необычно были показаны преемственность традиций в народном искусстве, шаманский образ в традиционном исполнении. Диапазон этих работ большой — от культуры, религии и до прикладного искусства, в частности серебряного дела. На выставке-конкурсе свои работы представили 200 участников, на итоговой вставке были представлены работы 34 конкурсантов и еще одного участника вне конкурса. Председатель жюри — Баранмаа Александр Насович, скульптор, член Союза Художников Росси, Председатель Правления Тувинского Регионального объединения ВТОО «Союз Художников России». Члены жюри: Кочаа Сергей Хомушкуевич, народный мастер Тувы, член Союза художников России, Заслуженный художник Республики Тува; Сат Кенин Кудуш-оолович, народный мастер Республики Тыва; Дондук Тойбухаа Хертекович, народный мастер Республики Тыва; Кыргыс Зоя Кыргысовна, доктор искусствоведения РФ; Растащенова Людмила Васильевна, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», Председатель Общественной организации Хакасской республиканской профсоюзной организации Российского профсоюза работников; Денисов Иван Алексеевич, научный сотрудник МНЦ «Хоомей»; Параева Светлана Анатольевна, учитель истории, истории Горного Алтая, обществознания МБОУ «Купчегеньская средняя общеобразовательная школа»; Бадыргы Марьятта Маадыр-ооловна — заместитель министра культуры РТ; Кошкендей Игорь Михайлович —директор Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел. В номинации «Камнерезное искусство» победили Монгуш Тарас (Тува), Даш Анатолий (Тува), в декоративной росписи Норбу Лариса (Тува), в орнаментальном искусстве — тоже тувинская мастерица Ооржак Эльвира (она представила интересные изделия, среди которых броши с различными подвесками, длинные тонкие цепи в несколько рядов, бусы, кольца, серьги и другие женские украшения). Монгуш Лира и Лопсан Максим (Тува) выставили лучшую художественную обработку материалов, Норбу Шолбан и Кухаев Вячеслав (Тува) — «Народный образ в современной интерпретации». Лучшую сувенирную продукцию выставил тувинец Монгуш Артыш (дерево), преемственность традиций в народном искусстве показали Дамдын Арат (Тува), Сарыглар Сайзанак (Тува), Урчимаев Станислав (Алтай). Ассортимент ювелирных изделий был весьма скудным, поэтому организаторы упразднили данную номинацию, и вместо нее ввели другую «Шаманский образ в традиционном исполнении». Обладателем Гран-при конкурса стал Кухаев Аржан (Алтай). Второе место занял Донгак Хеймер-оол (Тува), третье место занял Одушпай Сергей (Тува). На конференции обсуждался целый ряд важных, наболевших вопросов. Обсуждены проблемы: историко-культурное наследие народов Саяно-Алтая и проблемы его освоения в современных условиях; преемственность в развитии культуры; традиционные верования тувинцев; возрождение духовной культуры; триада в шаманском мировоззрении; декоративно-прикладное искусство тувинцев. Источником прикладного традиционного искусства народов СаяноАлтайского нагорья считаются быт, обычаи и обряды. В традиционном искусстве прослеживаются особенности трудовой и бытовой деятельности. Личности художника в ДПИ вплоть до нашего времени не придавалось большого значения, не считая первых дарганов (кузнецов), которые имели особый статус и считались колдунами. Любое народное искусство является отражением национальной мысли. Прикладное искусство содержит специфику национального мировоззрения, объединяющую верования народов Саяно-Алтайского нагорья. Участники конференции дали высокую оценку ведущим мастерам камнерезного искусства, мастерам по изготовлению национальной одежды, инструментов и другим традиционным народным промыслам. При этом выступления сформулировали ряд проблем, связанных с вопросами творческого развития мастеров, современным функционированием продукции, изучением прикладного искусства и верований. Например, резчики из Кызыл-Тайги выставили этнографические предметы: войлочные — валенки, варежки, мужские пряжки для пояса. В основном они повторяли мотивы женских костюмов, малую пластику. Но массовость изготовления имела и свою отрицательную сторону — качество продукции было низким, практически отсутствовал инновационный подход. В основном мастера копируют ювелирные украшения. Ювелиры в своей работе зачастую используют полуфабрикаты, изготовленные прокаткой, волочением, штамповкой, заготовки в виде проволочек, лент, полос и т. д. Среди них есть и хорошие работы. Например, ювелирные работы Владимира Салчака из Кызыл-Дага (Тува), потрясающего мастера-камнереза, инструменталиста, философа-историка, табунщика. В изделиях был виден его почерк. Выставил свои работы и легендарный тувинский ювелир Сергей Кочаа из Кызыл-Дага, например, кинжал с композицией древних украшений, тонкой техникой исполнения. Во все времена народным промыслам были присущи стремление к большой изысканности и утонченности, к разнообразию украшений, отвечающих эстетическим вкусам потребителей. Этим должны заниматься мастера с большим умом и изысканным вкусом. На сегодня формообразование ювелирных изделий в духе национальных традиций становится менее поверхностным, однако еще требует глубокого изучения истории и особенностей традиции, декоративноприкладного искусства. Изучая культурные традиции, можно совершить невероятные открытия, ведь новое готово явиться из «дедушкиных» сундуков. Также, по нашему мнению, современное потребительское отношение к прикладным изделиям сужает сакральное значение каждого предмета. Поэтому довольно сложно представить, что истоки современного искусства лежат в далеком прошлом, которое нельзя втиснуть ни в этнографические рамки, и ни в культурные. В прикладной деятельности в основном предполагают творческую индивидуализацию. Ювелирное искусство, будучи тесно связанным с человеком, подвергается влиянию модных направлений. Отмечается единство решения костюма, образ человека и ювелирных украшений. На фоне этого растет интерес к национальной культуре. Хотелось бы отметить, что мастера должны больше искать связь с прошлым. А не просто наугад философствовать. Надо понять — изготовленные ювелирные изделия должны нести глубокий смысл. Они должны выполнять как социальную, так и обрядово-религиозную функцию. Приемы и причины формообразования орнаментаций должны помочь человеку лучше узнать свою историю, культуру, а значит, обеспечить преемственность культурного наследия. И по сей день человек производит и использует украшения в своей жизни. Характер пластики ювелирных украшений оказывает на нас сильнейшее воздействие и эстетическое и этическое, так как от костюма и украшений зависит внешний облик человека, его поведение. Поэтому надо знать, что ювелирные изделия являются историческими документами эпохи. Особенно это касается авторского ювелирного искусства и камнерезного искусства, изготовления украшений. Интерес к прошлому продиктован всесторонней стандартизацией предметов быта. Разнообразные исторические, этнографические находки, техника исполнения должны дать определенную пищу для размышлений. В этой связи, несмотря на то, что с каждым годом появляются новые работы, продолжает проявляться постоянно не очень качественные новые явления, и продают очень дорого свои «шедевры». Например, некоторые мастера-инструменталисты пропагандируют все те же старые модели изготовления инструментов (так называемые гомбоевские). Не пора ли расстаться с этим проектом? Или изменить форму. Хомусы продают с непонятным звуком и конструкцией. А где другие традиционные шесть разновидностей хомуса? Мы считаем, что есть смысл культурологам экстренно помочь в решении проблем, связанных с сохранением тувинской культуры, и ее развитию. Необходимо дополнительное разъяснение сущности тувинской культуры. Республика Тыва по размерам не очень большая, но весомая с точки зрения культурного наследия. Многие регионы и города, утратившие разнообразные производства, почему-то с удовольствием занимаются продажей искусств Тувы. Например, в киосках г. Абакана, Улан-Удэ, Томска можно часто встретить якобы тувинские сувениры, но созданные мастерами из других регионов. Как и всякое явление в культуре, отдельные виды промыслов не могут прогрессировать одинаково. Каждое художественное явление развивается по- разному, в зависимости от складывающихся условий. Поэтому, чтобы определить качество того или иного предмета, надо пройти этапы, по которым можно вынести суждение. Участники конференции приняли по итогам работы форума резолюцию, из которой мы приводим отдельные положения.

Из резолюции Международной научно-практической конференции по возрождению прикладного искусства, ремесел и верований народов Саяно-алтайского нагорья Участники конференции выработали рекомендации:

1. Международному научному центру «Хоомей»:

— Создать под управлением МНЦ «Хоомей» специализированный Интернетресурс, на котором разместить и пополнять фото-видео каталог авторовмастеров и образцов изделий традиционного декоративно-прикладного искусства народов Саяно-алтайского нагорья с сопроводительными текстами;

— Создать под управлением МНЦ «Хоомей» профильные группы в социальных сетях Facebook и VKontakte для привлечения к взаимодействию молодых мастеров и получения обратной связи;

— Создать под управлением МНЦ «Хоомей» профильный аккаунт в социальной сети Instagram.com и канал на видеохостинге YouTube, где примеры работ и видеофрагменты с мастер-классами и примерами изготовления различных изделий традиционного прикладного искусства;

 2. Министерству культуры Республики Тыва:

— Рассмотреть перспективы и развить межрегиональное сотрудничество по возрождению и сохранению материальной, духовной культуры народов Саяноалтайского нагорья;

 — Стимулировать интересы современных мастеров к изучению культурного наследия;

— Объявить грант для обучения молодежи по изучению народных ремесел и промыслов;

 — Организовывать серию выставок традиционного декоративно- прикладного искусства (камнерезного искусства резьбы по дереву, других традиционных ремесел) с проведением мастер-классов в регионах Саяно-алтайского нагорья, а так же в крупных культурных центрах, таких как: Санкт-Петербург, Москва, Казань, Новосибирск, Абакан, Владивосток), а так же сформировать выставочный фонд для заграничных презентаций;

 — Внести предложения по проведению данной Конференции раз в два года;

— Внести предложение по изданию печатной веси каталога мастеров СаяноАлтайского нагорья;

— Проводить регулярные семинары для мастеров Тувы всех возрастов с обязательным привлечением мастеров из других республик (в формат 3–7 дней), семинар+мастер класс;

 — Рассмотреть возможность возвращения Дому Художника РТ его первона чального статуса;

— Проработать вопрос о признании с. Кызыл-Даг (Бай-Тайгинский район) статуса «Заповедная зона культуры РТ»;

— Проработать вопрос по внедрению программы грантов и стипендий, по которым мастер по контракту обучает 3–5 учеников.

 3. Министерству образования РТ, Министерству культуры РТ, Министерству экономики РТ (совместно):

— Проработать вопрос о создании и внедрении образовательной программы по традиционным видам прикладного искусства в Туве;

 4. Министерству культуры РТ и Министерству труда РТ (совместно):

— Рассмотреть возможность поддержки мастеров, в том числе путем введения в классификатор рабочих профессий — новой профессии по профилю декоративно-прикладного искусства;

 5. Национальному музею имени Алдан-Маадыр:

 — Создать Фонд копий работ выдающихся мастеров — уникальных произведений искусства;

 — Ежегодное планировать и проведение выставок декоративно-прикладного искусства;

 — Сформировать постоянную экспозицию уникальных образцовпроизведений искусства мастеров Тувы и сопредельных регионов СаяноАлтайского нагорья для проведения регулярных презентаций на различных выставочных площадках по всему Миру;

6. Министерству экономики РТ:

— Изучить опыт Горного Алтая по поддержке народных мастеров через программу поддержки малого предпринимательства;

— Проработать вопрос промышленного производства доступной и качественной сувенирной продукции с брендом Тувы по опыту коренных народов Северной Америки.

Кыргыс З. К. I Международная научно-практическая конференция по возрождению прикладного искусства, ремесел и верований народов Саяно-Алтайского нагорья (24–27 июля 2016 г., г. Кызыл) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2016, № 3. URL: http://nit.tuva.asia/nit/article/view/470 (дата обращения: дд.мм.гг.).

Translate »

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы