МАКСИМ ЧАЛАМОВИЧ ДАКПАЙ, (1921–1999)

Народный хоомейжи Республики Тыва, Заслуженный артист Тувинской АССР, Заслуженный работник культуры Тувинской АССР 

Максим Чаламович Дакпай — Хоомейжи сыгыт

Максим Дакпай (Дакпай Монгуш) – известный тувинский хоомейжи из рода Монгушов, великолепный исполнитель на тувинских национальных инструментах, знаток устного народного творчества, один из первых талантливых артистов театрального искусства в Туве, умелый организатор художественной самодеятельности,

неоднократный лауреат всероссийских, зональных и республиканских конкурсов, Лауреат VI  Международного фестиваля молодежи и студентов в г.Москве (1957), Заслуженный работник культуры Тувинской АССР, Заслуженный артист Тувинской АССР и Народный хоомейжи РТ; зачислен в книгу «Люди Тувы ХХ века».

         Дакпай родился 20 августа 1921 года в с.Ийме Сют-Хольского района в семье простого арата. Отец Чалама Монгушович Монгуш – большой знаток тувинских народных песен, сказок, мастер по изготовлению национальных инструментов, исполнитель горлового пения. В его юрте собиралось много народу, чтобы послушать сказки, мелодии хоомея и наигрыши на национальных инструментах, исполненные Чаламой.  Мать Дакпая умерла, когда ему было 5 лет. Но отец  сумел вырастить и воспитать сына достойным человеком. Его сын Дакпай с малых лет начал подражать отцу и пытался играть на тувинских народных музыкальных инструментах и исполнять горловое пение.

         В 1934 году, когда Дакпаю исполнилось 13 лет, Чалама с сыном перекочевали с родного Ийме в Арыг-Узуу Улуг-Хемского хошуна, где отец устроился в госхозе столяром-строителем, а сын – пастухом. Кроме Дакпая в этом селе жили в свое время не менее знаменитые хоомейжи, как Кара-оол Тумат, Андрей Чульдум-оол.

С этого момента Дакпай серьезно стал заниматься хоомеем. К тому времени он уже свободно играл на игиле, бызаанчы, дошпулууре; упражнялся в разных манерах горлового пения. Степь, тайга, где паслись овцы – это, как известно, самая благоприятная обстановка для начинающего хоомейжи.  Дакпай  за то время, что был пастухом, смог достичь больших успехов как исполнитель горлового пения. В степи Дакпай часами мог упражняться, экспериментировать, никого не стесняясь и никому не мешая.

В 1938 году в жизни Дакпая произошло знаменательное  событие. Сельские труженики отмечали свой праздник – маевку. На этом празднике Дакпай впервые выступил на публике, продемонстрировав своим односельчанам искусное исполнение  хоомея в сопровождении дошпулуура. Его выступление имело огромный успех. Дирекция госхоза наградила его похвальной грамотой. Талант юноши заметили и в августе того же года его отправили учиться в Кызыл.

Малограмотный парень вместе с другими ребятами днем занимался на специальных курсах, а вечером – репетировал в клубе им. Шагдыр-Сюрюна. Так начался путь Дакпая к настоящему искусству. Он смог быстро адаптироваться в новой среде. Пожалуй, это самый переломный момент в его жизни, когда Дакпаю пришлось отказаться от образа жизни кочевника и сразу же вжиться в светскую жизнь, полную творческой деятельности. Если до этого главным слушателем его искусства были живая природа, степь, родные таежные места, горы и небо, то сейчас Дакпай должен был выступать уже перед публикой.

Дакпай вместе с другими участниками драмкружка О.Полатом, Х.Базыр-Сатом, С.Ортун-оолом, Кара-Кыс и Максимом Мунзуками, В.Кок-оолом, А.Лаптаном, В.Монгалби играл в самых разных спектаклях до 1940 года, исполнял самые разные роли. Именно тогда Дакпаю дали русское имя Максим, что было принято в то время в знак великой дружбы русского и тувинского народов. А имя Дакпай стало фамилией. Максим довольно быстро овладел русским языком. Ему посчастливилось поучиться сценическому искусству у  режиссера И.Я.Исполнева, приглашенного из Москвы. Под руководством Исполнева было создано театральное училище, и Дакпай стал одним из первых его студентов.

Крупный специалист по театральному искусству  И.Я.Исполнев высоко оценивал талант Максима Дакпая: «Он играл не шаблонно, а всегда искал новое, интересное, свежее в своих движениях, характере в ходе каждого спектакля».

В 1945 году М.Дакпай окончил училище с отличием и был награжден Почетной грамотой. Его дипломной работой стала главная роль Сганареля в пьесе «Лекарь поневоле» Мольера. Еще в училище ему пришлось играть роль Седипа из пьесы «Хайыран-бот» В.Кок-оола. В его образе он обрисовал бедного, но смелого и гордого парня, вступившего в непримиримую борьбу с феодалами и отстаивавшего свою любовь. Еще во время учебы в училище М.Дакпай играл во многих спектаклях (роль Дакпалдая в «Тонгур-ооле», Гордея Торцова в пьесе «Бедность не порок» А.Островского, Сергея Тюленина в «Молодой гвардии» А.Фадеева …). После окончания училища, Максим Дакпай стал профессиональным артистом Тувинского музыкально-драматического театра.

В период работы в Тувинском музыкально-драматическом театре Максим Чаламович Дакпай выступал перед зрителями не только как актер, но часто участвовал в концертах как хоомейжи. Он прекрасно играл на тувинских народных инструментах (лимби, бызаанчы), но больше удивил слушателей  исполнением хоомея. Интересно, что публика его запомнила больше как исполнителя горлового пения.

В 1950 году в силу сложившихся обстоятельств Дакпай переехал на работу в колхоз им. Ленина Дзун-Хемчикского района (с.Ийме). Он встречает будущую жену, спутницу жизни и мать троих его девочек Норжук Монгушевну, с которой проживает более 40 лет. Норжук – уроженка с. Кызыл-Даг,  была моложе Максима на 10 лет. Через пять лет у них рождается первый ребенок – дочка Чечек. Норжук Монгушовна была образцовой женщиной, слыла  мастерицей-рукодельницей. К ней ходили со всего села с заказами. Из троих дочерей средняя дочь Роза, которая в настоящее время проживает в с.Кызыл-Даг, сумела перенять у своей матери все секреты искусного изготовления и шитья  предметов тувинского обихода.   

В с.Ийме Максим Чаламович работал заведующим клубом, принимал самое активное участие в развитии сельской самодеятельности. Под его умелым руководством группа художественной самодеятельности неоднократно занимала призовые места на республиканских смотрах, фестивалях и конкурсах.  Сам Максим Чаламович неоднократно выступал с блестящим исполнением тувинского горлового пения на московских, всероссийских, зональных смотрах художественной самодеятельности.

В 1954 г. Максим Чаламович участвовал во Всероссийсоком смотре сельской художественной самодеятельности в г.Москве. 1957 г. оказался особенным не только в творческой биографии М.Дакпая, но во всей истории тувинской культуры. В этом году он  стал Лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве,  став обладателем золотой медали. Спустя почти десять лет после блестящего выступления Манчакая Сата (1948 г.) в Москве, М.Дакпай вновь покоряет москвичей и гостей фестиваля  самобытным искусством тувинского горлового пения. После чего про него говорили: «Какая волшебная машина заложена в его горле!».

До 80–ых годов жизнь Максима была насыщена концертами, поездками. В составе концертных бригад ему пришлось побывать во многих городах и селах Монгольской народной республики, Бурятской АССР, Якутской АССР, Новосибирской и Читинской областей.

Максим Дакпай в с.Ийме прожил до 1991 года, когда ушла из жизни его жена Норжук Монгушовна. С этого момента до конца своих дней  он жил то в Кызыл-Даге, то в Туране, где проживали его дети. Изредка приезжали к нему заинтересованные в его творчестве люди. «В такие моменты отец был счастлив, всегда суетился, не находил себе места, чтобы оказать почесть гостям» — вспоминает его дочь Чеденмаа. Так, в 1992 г. к нему приезжал Конгар-оол Ондар со съемочной группой Свердловской киностудии «Зов» (режиссер Т.Погорелова). «Тогда был снят документальный фильм «Тувинцы»» — вспоминает К.Ондар.  

27 июля 1999 года, за два года до восьмидесятилетия Максима Чаламовича не стало.               

Самобытный талант, актерское мастерство, активное участие Максима Чаламовича в культурной жизни Тувы по достоинству оценили. В 1963 году Министерство культуры РСФСР ему вручило диплом первой степени за творческие успехи на Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности. В том же году был награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета Якутской АССР за активное участие в успешном проведении вечеров тувинской литературы и искусства в Якуии. В 1964 году Министерство культуры РСФСР наградило М.Дакпая Почетной грамотой за плодотворную работу по культурному обслуживанию трудящихся. В 1967 году Максима Чаламовича наградили грамотой за успешное выступление в заключительном показе на Всероссийском смотре художественной самодеятельности в Москве, посвященном 50-летию Советской власти.

Указом Президиума Верховного Совета Тувинской АССР М.Ч.Дакпаю было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры Тувинской АССР, а позже – заслуженного артиста Тувинской АССР. А в 2000 году, уже посмертно, его имя занесли в книгу «Люди Тувы ХХ века».

Дакпай Максим Чаламович являлся одним из лучших исполнителей хоомея, который проложил путь к всероссийской и международной арене художественной самодеятельности. Наряду с выдающимися исполнителями хоомейистами, такими как, Хунаштаар-оол Ооржак, Маржымал Ондар, Ак-оол Кара-Сал, Кызыл-оол Санчы, Сундукай Монгуш Максим Дакпай сыграл большую роль в истории развития хоомея в ХХ веке, оставив после себя музыкальное творческое наследие, зафиксированное в аудиоархиве Тувинского радиовещания, ТИГИ, МНЦ «Хоомей». Записи М.Дакпая не только доставляли удовольствия любителям  хоомея, услаждая их слух, но и неоднократно служили в научных целях в области медицины и этномузыковедения.

Использованы:

  1. Дугержаа Г. Максим Дакпай.//Люди тувинского театра, Кызыл, 1973, с.144.
  2. Беседа с дочерью Максима Дакпая Монгуш Чеденмаа Максимовной, 1970 г.р., проживающей в г.Туран РТ, чабанка,  от 07.10.02. в МНЦ «Хоомей», рукопись.
Translate »

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы